Наверх

платные услуги
  • Информация о ценах на предоставляемые услуги
  • Запись на платный прием к специалисту
  • Консультация по вопросам ДМС

+7(4842)277-677


для пациентов
Для жителей микрорайона Анненки открыта предварительная запись на прием к участковому терапевту
по телефону: +7(4842)277-677 доб. 1
Приемная новости
Калужская областная клиническая больница - Интеллектуальное развитие детей, рожденных в семьях отягощенных репродуктивными потерями (невынашиванием беременности)
Назад

Интеллектуальное развитие детей, рожденных в семьях отягощенных репродуктивными потерями (невынашиванием беременности)

Б.Г.Гинзбург1, Е.Н. Калитько2

«Калужская областная клиническая больница»1

«Калужский государственный институт модернизации образования»2

В последние время, появилось много работ посвященных оценке здоровья и развития детей, родившихся в семьях с нарушением фертильности, в частности после применения вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) [1,2]. Неоднозначность и двусмысленность полученных результатов по-прежнему способствует активному изучению данной проблемы. В частности все большее внимание уделяется оценке психологического развития детей рожденных в семьях с нарушением репродуктивной функции [3].

Целью нашей работы было определить уровень интеллектуального развития детей, рожденных в семьях, отягощенных репродуктивными потерями (невынашиванием беременности).

Материалы и методы

База данных состояла из сведений о 71 ребенке, которые родились в семьях с репродуктивными потерями после проведения лимфоцитотерапии (ЛИТ) [4]. В результате лечения ЛИТ 92 % беременностей закончились родами, что значительно выше общепопуляционной частоты (среди клинически регистрируемых беременностей – 83-85%). В то же время сохраненные беременности более чем в два раза чаще протекали с акушерской патологией, сопровождающейся фетоплацентарной недостаточностью, и как следствие, приводили к гипоксически-ишемическим перинатальным повреждениям, которые могли привести к снижению интеллектуальных способностей у детей.

Оценка показателей интеллектуального развития детей проводилась по методике Д.Векслера (Wechsler Intelligence Scale for Children) [5]. Тестирование детей в возрасте от 5 до 8 лет осуществлялось психологами образовательного учреждения «Психолого-медико-педагогический центр диагностики и консультирования» города Калуги. Результаты нашего исследования сравнивались с данными тестирования 1700 детей аналогичного возраста в средней полосе России [5].

Тестирование включало 12 субтестов, составляющих вербальную и невербальную шкалы:

Вербальные субтесты:

1. Субтест общей осведомленности. Используется для оценки относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка - 1 балл за правильное решение каждого вопроса. (Неправильный ответ - 0 баллов). Максимальное количество баллов - 30.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагается 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа - 0, 1 или 2 балла. Максимальное количество баллов - 28.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом. Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. В критерии оценки включается точность ответа и время на решение поставленной задачи. Диапазон оценок составляет от 0 до 16 баллов.

4. Субтест установления сходства. Данный субтест оценивает способность к формированию понятий, классификаций, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов, в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. В субтесте используется 13 пар понятий. Максимальное количество баллов составляет 28 баллов

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Максимальное количество баллов - 17.

6. Словарный субтест. Необходим для изучения вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Методически предлагается объяснить значение ряда слов. В задании используется 42 слова: первые 10 - весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка проводится - от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов - 80.

Невербальные субтесты:

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ (набор символов предлагается). Время выполнения лимитировано. Оценка соответствует количеству правильно зашифрованных цифр и может составлять от 0 до 93 баллов.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Применятся для изучения особенности зрительного восприятия, наблюдательности, способности отличить существенные детали. При проведение субтеста, испытуемый знакомится с 21 изображением, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ полученных за 20 секунд соответствует одному баллу.

3. Субтест кубиков Косса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания и может составлять от 0 до 55 баллов.

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым, испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени потраченного на решение задачи и может составлять от 0 до 57 баллов.

5. Субтест составления фигур. Необходим для изучения способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения. Оценка зависит от правильности и времени потраченного на решение задачи и может составлять от 0 до 34 баллов.

6.Субтест «Лабиринты». Тест направлен на изучение аналитических способностей, умение последовательно решать перцептивные задачи. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения задания и может составлять от 0 до 21 балла.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые» баллы по соответствующим таблицам переводились в стандартные. «Сырые» оценки отдельно по вербальной и невербальной части суммировались и по таблицам определялись показатели общего, вербального и невербального IQ (коэффициент интеллекта).

Математическая обработка данных была проведена с помощью стандартных методов в программе Statistica 10.0.

 

Результаты

Результаты тестирования детей для оценки интеллектуального развития по методу Векслера детей из группы ЛИТ и данные популяции средней полосы России представлены в таблице 1.

Таблица 1 Результаты исследования интеллектуального развития по методике Векслера среди детей группы ЛИТ

Характеристика уровня интеллектуального развития

ЛИТ(%) (n =71 )

Популяция (%) (n = 1700)

p-уровень

Весьма высокий интеллект

-

2,2

 

Высокий интеллект

5,7

6,7

0,7406

Хорошая норма интеллекта

27,1

16,1

0,0145*

Средний уровень интеллекта

51,4

50

0,8172

Сниженная норма интеллекта

11,4

16,1

0,2888

Пограничный уровень

2,6

6,7

0,1708

*-значимые различия

Анализ оценки общего интеллекта показал, что процент детей с хорошим интеллектом в группе ЛИТ, составил 27,1%, что значительно выше показателя среди детей средней полосы России (далее популяции) 16,1% [5]. Количество детей со средним уровнем интеллекта в группе ЛИТ составляет 51,4 %, в популяции - 50%, т.е. существенных различий не обнаружено. Число детей с пограничным уровнем интеллекта в группе ЛИТ составило 2,6%, что ниже данных популяции 6,7%. Детей, имеющих сниженный уровень интеллектуального развития, в группе ЛИТ - 11,4 %, что также несколько ниже данных популяции 16,1%. При рассмотрении результатов исследования интеллекта обращает на себя внимание, тот факт, что среди детей с весьма высоким интеллектом из групп ЛИТ и популяции существенных различий не обнаружено, 5,7% и 6,7% соответственно. В группе ЛИТ число детей с самыми низкими оценками интеллекта, соответствующими уровню дефекта, - 1,4%; пограничному уровню - 2,7%, что ниже популяционных показателей 2,2% и 6,7% соответственно. Проведенный анализ по t-критерию Стьюдента показал, что в основном выборки одинаковы, только в разделе характеристика уровня интеллектуального развития «хорошая норма интеллекта» получены различия при уровне значимости р = 0,0145. Таким образом, результаты исследования показали, что уровень интеллектуального развития детей в группе ЛИТ практически не отличается от популяционных показателей и значительно выше в разделе «хорошая норма интеллекта».

Обсуждение

Результаты проведенного исследования (таблица 1) по оценке уровня интеллектуального развития детей в группе ЛИТ, показали, что интеллект у детей в группе ЛИТ практически не отличается от популяционного. Кроме того, процент детей с уровнем интеллектуального развития «хорошая норма интеллекта» в группе ЛИТ выше, чем среди детей в популяции средней полосы России (р = 0,0145).

Согласно данным литературы, влияние генетических факторов на общий IQ детей в возрасте 6-16 лет составляет 43%, а средовых факторов - 57% [6]. В изучаемых нами группах, к средовым факторам нами были отнесены: патология беременности и как следствие хроническая гипоксия плода и фетоплацентарная недостаточность. Суммарно нарушения течение беременности в группе ЛИТ, в два раза превышали аналогичные показатели популяции. Таким образом, установленные нами средовые нарушения, которые могли повлиять на развитие головного мозга плода должны были привести к снижению уровня интеллектуального развития у детей в группе ЛИТ по сравнению с данными популяции. Но фактически уровень интеллектуального развития у детей в группе ЛИТ оказался практически идентичен показателям среди детей в популяции.

По мнению зарубежных авторов [7] в последнее время становится все более очевидным, что обусловленная фетоплацентарной недостаточность неблагоприятная внутриматочная среда, приводит к низкому уровню обеспечения плода кислородом и питательными веществами, что может сопровождаться поражением и нарушениями со стороны головного мозга. Обозначенные проблемы, лежат в основе многих неврологических и поведенческих нарушений выявляемых у детей после рождения. Время наступления и степень тяжести перинатальных нарушений определяют характер поврежденных отделов мозга. В моделях на животных было показано, что относительно короткие периоды гипоксии плода, могут приводить к гибели популяций нейронных клеток (мозжечок, гиппокамп, кора) и приводить к повреждению белого вещества мозга. Хроническая плацентарная недостаточность легкой степени, которая включает в себя гипоксию плода, недостаток поступления питательных веществ и ограниченные изменения эндокринного статуса, могут вызвать длительные нарушения в нейронных связях, а также функциональные нарушения со стороны зрения и слуха.

К сожалению, прямого сравнения с результатами исследования других авторов по оценке уровня интеллектуального развития среди детей, рожденных в семьях с нарушением фертильности провести невозможно. Проблема заключается в методологических подходах по использованию тестов и в подборе для исследования групп детей [8]. В ряде исследований были выявлены задержки в развитии у детей, родившихся после применения ВРТ [9,10]. Другие исследования, которые были представлены большими выборками, когнитивных нарушений у детей не обнаружили [11,12]. В работе Carson C. et al. [13] не было установлено доказательств негативного влияния на интеллектуальное развитие детей, рожденных в семьях с нарушением фертильности. В то же время Zhu J.L. et al. [10], описали небольшие проявления задержки психомоторного развития среди детей в возрасте 18 месяцев, связанное с длительным бесплодием. Не исключено, что данные проявления носили временный характер и к 3-5 годам могли полностью исчезнуть. Кроме того, в последнее время установлены следующие факты: у детей, рожденных, от незапланированных и нежеланных беременностей, чаще отмечаются проблемы с поведением. Желанные дети, рожденные с применением ВРТ показывают более высокие показатели интеллектуального развития при тестировании [14]. В отечественной литературе [15] приводится ряд данных о влиянии таких факторов, как социальный и материальный уровень семьи, статус и образование родителей, очередность рождения, на развитие интеллекта детей.

Выводы:

Таким образом, мы не отметили связи между течением беременности и серьезными нарушениями интеллекта у детей, рожденных в группе ЛИТ. Более того, уровень интеллекта в группе ЛИТ оказался незначительно выше, чем в популяции. Возможно, достаточно высокие показатели интеллекта в группе ЛИТ обусловлены генетическими факторами. Кроме того, можно предположить, что ранее установленный нами факт более высокого уровня образования семей с репродуктивными потерями по сравнению с популяцией является фактором лучшей социальной адаптации семей, обеспечивающий большие возможности лечения и реабилитации детей с нарушениями.

 

 

 

Список литературы

1. Lu Y.H., Wang N., Jin F. Long-term follow-up of children conceived through assisted reproductive technology. J Zhejiang Univ Sci B. 2013 May;14(5):359-71.

2. Hansen M., Kurinczuk J.J., Milne E., de Klerk N., Bower C. Assisted reproductive technology and birth defects: a systematic review and meta-analysis. Hum Reprod Update. 2013 Jul-Aug;19(4):330-53.

3. Leunens L., Celestin-Westreich S., Bonduelle M., Liebaers I., Ponjaert-Kristoffersen I. Follow-up of cognitive and motor development of 10-year-old singleton children born after ICSI compared with spontaneously conceived children. Hum Reprod. 2008 Jan;23(1):105-11.

4. Гинзбург Б.Г., Гинзбург Е.Б., Глазков П.В. Лимфоцитотерапия при невынашивании беременности. Акушерство и гинекология 2005; 1:48-50. (Ginzburg B.G., Ginzburg E.B., Glazkov P.V. Limfotsitoterapiya for miscarriage. Obstetrics and Gynecology 2005; 1:48-50.)

5. Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Тест Векслера. Диагностика уровня развития интеллекта (детский вариант): методическое руководство /. – СПб: ИМАТОН, 2006: 112. (Filimonenko YI, V. Timofeev V.I. Wechsler test. Diagnosis of the level of intellectual development (children's version) guidance /. - St. Petersburg: IMATON, 2006: 112.)

6. Zhang X.W., Huang Y., Xiang Y., Gao X., Situ M.J., Fang H., Zhang Y., Fu Y.X., Jia L., Meng H.Q., Ma X.H., Wang Y.C., Liu X.H., Li T. [A twin study on intelligence and processing speed heritability of children and adolescent]. Zhonghua Yi Xue Yi Chuan Xue Za Zhi. 2009 Jun;26(3):326-30.

7. Sandra R., Richard H., David W. The biological basis of injury and neuroprotection in the fetal and neonatal brain . Int J Dev Neurosci. 2011 October; 29(6): 551–563.

8. Middelburg K.J., Heineman M.J., Bos A.F., Hadders-Algra M. Neuromotor, cognitive, language and behavioral outcome in children born following IVF or ICSI—a systematic review. Hum. Reprod. Update 2008;14:219-31.

9. Knoester M., Helmerhorst F.M., Vandenbroucke J.P., van der Westerlaken L.A., Walther F.J., Veen S. Cognitive development of singletons born after intracytoplasmic sperm injection compared with in vitro fertilization and natural conception. Fertil. Steril. 2008;90:289-96.

10. Zhu J.L., Basso O., Obel C., Hvidtjorn D., Olsen J. Infertility, infertility treatment and psychomotor development: the Danish national birth cohort. Paediatr Perinat Epidemiol 2009;23:98-106.

11. Ponjaert-Kristoffersen I ., Bonduelle M.,Barnes J.,Nekkebroeck J.,Loft A.,Wennerholm U.B.,Tarlatzis B.C.,Peters C.,Hagberg B.S.,Berner A., Sutcliffe A.G. International collaborative study of intracytoplasmic sperm injection-conceived, in vitro fertilization-conceived, and naturally conceived 5-year-old child outcomes: cognitive and motor assessments. Pediatrics 2005;115:e283-9.

12. Ludwig A.K., Sutcliffe A.G., Diedrich K., Ludwig M. Post-neonatal health and development of children born after assisted reproduction: a systematic review of controlled studies. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol 2006;127:3-25.

13. Carson C., Kelly Y., Kurinczuk J.J., Sacker A., Redshaw M., Quigley M.A. Effect of pregnancy planning and fertility treatment on cognitive outcomes in children at ages 3 and 5: longitudinal cohort study. BMJ. 2011 Jul 26;343:d4473.

14. Carson C.,Redshaw M.,Sacker A.,Kelly Y.,Kurinczuk J.J., Quigley M.A. Effects of pregnancy planning, fertility, and assisted reproductive treatment on child behavioral problems at 5 and 7 years: evidence from the Millennium Cohort Study. Fertil Steril. 2013 Feb;99(2):456-63.

15. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб: Питер, 3-е издание, 2006:83-108. (Druzhinin V.N. Psychology general abilities. - St. Petersburg: St. Petersburg, 3rd Edition, 2006:83-108.)

 

Автор: Гинзбург Борис Григорьевич

Email: bginz@mail.ru, телефоны: служебный -84842-72-59-16

Занимаемая должность: зав. консультативной поликлиникой ГБУЗКО «КОКБ», ученая степень - кандидат медицинских наук.

Адрес учреждения, где выполнена работа: 248007 г. Калуга, ул. Вишневского, 1 ГБУЗКО «КОКБ».

Автор : Калитько Елена Николаевна

Адрес: 248029, Калуга, ул. Гурьянова, 18, корп. 1, кв.29

Email: en21@mail.ru, телефоны: служебный -84842-53-93-95,

Занимаемая должность: руководитель психологической службы здоровья

Адрес учреждения: 248000, г. Калуга, ул. Гагарина, д.1, ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования»